Мы привыкли к Луне как к дружелюбному соседу, который всегда рядом. С ним удобно, но если он переезжает, наше основное опасение заключается не в том, почему он уезжает, а кто тогда займет его место.
Примем к сведению, что Луна отчасти состоит из нашей собственной планеты. Это произошло, когда Земля была младенцем из расплавленной лавы возрастом всего 30 миллионов лет. Гигантское тело попало в Землю, в результате чего часть ее мантии вылетела в космос. Незваный гость слился с горячей мантией и образовал Луну. Миллиард лет назад Луна перестала быть геологически активной. Но это не означает, что наша Луна совсем ничего для нас не делает. Достаточно примерно представить, что случится, если Луна сбежит от нас, чтобы переживать.
Наиболее очевидным следствием отсутствия Луны будут приливные изменения. Если бы Луна не влияла на наши океаны, приливы были бы в три раза меньше; Солнце берет на себя часть приливных изменений, но не оказывает такого же влияния, как Луна. Также она влияет на высоту океана: гравитационное притяжение Луны вызывает «вздутие» водного пузыря вокруг средней части Земли. Другими словами, на полюсах воды меньше, чем на экваторе. Если бы Луны не было, эта выпуклость воды разошлась бы к полюсам.
Также Луна замедляет вращение Земли. По факту, это происходит каждый день совершенно незаметным для нас образом. Микросекунды в год. Если бы не было Луны, замедляющей это вращение, наш день завершался бы за шесть часов. Со всеми вытекающими последствиями: рост ветров и штормов, а также очевидное влияние на развитие жизни на планете. Если бы день и ночь длились по несколько часов, кто знает, как бы развивались растения и животные.
Еще есть вопрос касательно нашей оси. Луна стабилизирует нас, позволяя сохранять изящный наклон в 23 градуса, который обеспечивает удобные мягкие времена года и условия проживания. С почти нулевым наклоном оси мы едва ли видели бы несколько минут солнца — как Уран с его 97-градусным наклоном — и 42 года солнечного света сменялись бы тьмой на 42 года. Кроме того, при всей крохотности Луны, без нее ночью было бы чертовски темно.