Этот Хэллоуин вполне мог быть самым страшным за долгое время. Гигантские толпы зомби, ведьм и вампиров, а среди них наверняка и клоуны-убийцы, бродили на выходных по улицам городов. Исследуя такие явления, как «зловещая долина» (тревожная область, в которой объекты становятся настолько близкими людям, что начинают пугать), люди находят себя очарованными привидениями, романами ужасов и городскими легендами. И я тоже не остался в стороне — мне кажется, лавкрафтовский подход в ужасах и фантастике, помноженный на прелесть городских легенд, еще обретет свое в современной культуре. Но клоуны с ножами… Это уже классика.
Почему же именно клоуны? Ведь некоторые наряжаются клоунами, чтобы попугать людей не только в Хэллоуин. Вы не знали?
Существует несколько теорий, почему люди по всему миру размалевывают лица и появляются на публике, чтобы пугать людей. Боязнь клоунов приобретает размах вирального сумасшествия. Постепенно у людей появляется четкое осознание того, что клоуны — это страшно. А после просмотра или прочтения «Оно» Стивена Кинга мало у кого вообще остается симпатия к этим уродцам. Тем не менее исследований на тему коулрофобии — боязни клоунов — было проведено не так много. Недавнее исследование на тему природы жути выявило, что клоунада — это самая жуткая из профессий. Исследователи предположили, что это может быть связано с неоднозначными намерениями клоунов — а их поведение в большей степени угрожающее, нежели смешное. Однако в контексте повального увлечения коулрофобией, остается все меньше места для двусмысленности. Радость вытесняется угрозой.
Стефани Лэй, аспирант The Open University, занимается исследованием «зловещей долины» и смотрит на то, как люди реагируют на околочеловеческие вещи — кукол, роботов или компьютерных персонажей. Она оценивает реакцию людей на изображения этих околочеловеческих агентов, чтобы определить, какой из видов эмоционального выражения вызывает самое серьезное беспокойство у человека.
Затем она пересмотрела эти результаты в контексте классического клоунского лица, в котором грим используется для сильного преувеличения черт, создания сияющей улыбки или нахмуренного выражения с уголками губ вниз. Это преувеличение означает, что клоун не может изображать естественное выражение лица — и именно этот аспект внешности, как полагает исследователь, вызывает у нас беспокойство. Она нашла три особенно жутких комбинации выражений лица, и все они отражают типичное клоунское выражение. На двух изображениях рот улыбается, но глаза отражают совершенно другую эмоцию, страх или гнев. На одном изображении рот грустный, а глаза счастливые.
Разобраться в противоречиях
Эти выводы были интерпретированы в свете предыдущих исследований в области мимики, не в последнюю очередь теории лжи Пола Экмана. Экман особенно известен этой своей работой на тему подавления эмоциональных выражений и как они могут указывать на ложь людей. Его работы позволили предположить, что те типы выражений лица, которые рассказывают противоречивые истории, дарят нам впечатление, что человек что-то скрывает и что ему нельзя доверять.
Изображения, которые вы видите, были созданы путем склеивания фотографий людей, которые изображали сильные эмоциональные выражения, так что их лица были чересчур растянуты и в результате получились комбинации, которые можно распознать безошибочно. Неудивительно, что если размалевать такую морду и превратить ее в клоунскую, ею можно будет пугать не только детей — взрослых.